Омела белая в гомеопатической и фитотерапевтической практике.

Автор: Д.В. Кошечкин

Кандидат медицинских наук, врач – гомеопат, фитотерапевт

Так средь зимы, в холода, порой на дереве голом

Зеленью чуждой листвы и яркостью ягод шафранных

Блещет омелы побег, округлый ствол обвивая.

Вергилий

Омела белая – растение-легенда, магическая, колдовская трава друидов, ни с чем несравнимое существо, живущее на деревьях и подчиняющееся своим внутренним законам, противоречащим привычному растительному бытию[1]. Встреча с омелой поздней осенью или зимой оставляет незабываемое ощущение. Зеленые ветвящиеся кустики омелы осыпают сбросившие листву деревья в Западной и Центральной Европе и на юге России, на Кавказе. Издали их можно принять за круглые гнезда. Традиционно омела считалась полупаразитным или паразитным вечнозеленым растением[2], однако новые научные исследования показали, что уровень взаимодействия между омелой и деревом-хозяином скорее можно было бы назвать растительным симбиозом, при котором каждое из растений получает от соседа необходимые для жизни субстанции. При этом растение не имеет корня, используя для получения питательных веществ (минеральных солей и воды) специальные присоски, проникающие в древесину дерева-хозяина (яблони, сосны, дуба, ясеня, тополя и ряда других).

Свое название «вискум» род омелы получил от греческого слова «isch» – задерживать, удерживать. Оно связано с наличием в мякоти плодов клейкой массы, позволяющей семенам омелы приклеиться, удержаться на ветках дерева. Видовое название растение получило за белую окраску плодов. Русское название – общее для всех славянских языков и предположительно происходит от греческого «omos» – сырой, незрелый[3].

Такое внимание, оказываемое плодам растения не случайно, ведь их образ жизни поистине удивителен. В отличие от других растений омела плодоносит в декабре, а размножается семенами, которые разносят по лесу птицы, польстившиеся на сочный белый плод растения. Семя проходит через кишечник птицы, где оно защищено от переваривания густой клейкой массой плода, а затем, покидая птицу с фекалиями с помощью этого же вещества, прикрепляется к ветвям деревьев и прорастает.

Исторические сведения об омеле… Омела – «золотая ветвь[4]» — использовалась человеком с древнейших времен, привлекая к себе внимание не только необычным внешним видом, но и своими целебными свойствами. Это растение, согласно Вергилию, посвящено Персефоне, богине подземного царства. Благодаря ветви омелы, Энею открывается путь в царство смерти, для свидания с умершим отцом. Плиний Старший описывает глубокое почитание, которым была окружена омела у жрецов древних кельтов – друидов: «Омела встречается очень редко, но когда её находят, её собирают с торжественными церемониями. Её собирают, главным образом, на 6-ой день луны, с которого они начинают свои месяцы, свои годы и свои 30-летние циклы, ибо на шестой день луна находится во всей силе и не доходит еще до своего пути. После соответствующих приготовлений для жертвоприношения и трапезы под деревом дуб приветствуют, как универсального целителя. На это место приводят двух белых тельцов, которых никогда не привязывают за рога. Жрец, одетый в белые одежды, взбирается на дерево и золотым серпом срезает омелу, которую подбирают в белую ткань. Затем совершается жертвоприношение, причем молят бога осчастливить своими дарами всех, кого он хочет удостоить своими милостями. Здесь верят, что лекарственный напиток, приготовленный на омеле, дает приплод бесплодным животным, что растение это служит лекарством против всякого яда».

Не меньшим уважением «золотая ветвь» пользовалась и у германских племен. Они связывали это растение с легендой о борьбе доброго бога весны и света Бальдура и злого Локки. Согласно их верованиям, в день зимнего солнцестояния омела теряет свою губительную силу, приобретая всеисцеляющие свойства и становясь символом возрождения угасшей солнечной мощи и раненного Бальдура. В Ирландии до сих пор поздравляя с наступающим годом, говорят «С ветвью омелы в Новый год!» и дарят веточку омелы. В Швейцарии омелу называют «громовой метлой», так как считается, что она вырастает на дереве после удара молнии.

В христианстве омела также почитается издревле. Её считают растением Иоанна Крестителя и всеисцеляющим средством.

В медицинских трактатах древности мы встречаем упоминания о применении омелы для лечения эпилептических припадков, кровотечений и разного рода опухолей и новообразований. В I веке у Плиния мы находим, что омела белая хорошо помогает при эпилепсии и приступах головокружения. Иероним Бок (1498-1554) и П.А.Маттиолус (1501-1577) утверждают, что омеловая мазь лечит нарывы, язвы и гнойные раны, а Себастьян Кнайпп рекомендует омелу для остановки кровотечений и лечения нарушений кровообращения[5]. Средневековый армянский врач Амирдовлад Амасиаци в своем трактате по медицине «Ненужное для неучей» пишет: «Омела…обладает растворяющими и смягчающими свойствами. Рассасывает опухоли холодной природы… Омела полезна при болезни седалищного нерва[6]».

Действующие вещества омелы… Омела содержит вискотоксин (состоящий из аминокислот и сахаров), висцерин, вискол, алколоидоподобное вещество, холин, ацетилхолин, пропионилхолин, амины вискальбин, новискальбин, вискамин, тирамин, β-фенилэтиламин, спирты пинит, квебрахит, d-кверцит, инозит, олеаноловую и урсоловую кислоты, жирное масло, смолистые вещества, каротин, витамин С. Растение ядовито[7]. В экспериментальных исследованиях показано, что эффективность действия различных препаратов омелы белой зависит от того каким образом приготавливается и в какой форме вводится то или иное средство. Так при пероральном применении препараты омелы снижают давление крови, воздействуя на центры продолговатого мозга, снижают возбудимость центральной нервной системы, оказывают сосудорасширяющее действие. Спиртовой настой омелы оказывает положительный инотропный эффект на сердце. Изучение влияния вытяжек растения на клеточные культуры показывает, что она подавляет деление клеток и синтез ДНК. Результаты целенаправленных клинических исследований показывают, что (согласно данным большинства авторов) почти в 50% случаев на леченных экстрактом или мацератом омелы белой больных она оказывает активное влияние. Она уменьшает головные боли, улучшая сон, общее самочувствие, снижая давление при гипертонической болезни I и II, климактерических явлениях и последствиях черепно-мозговых травм[8].

В современной онкологии и иммунологии особое внимание уделяется влиянию вискотоксинов и лектинов (MLI, MLII, MLIII) омелы на злокачественный рост, клеточное деление и иммунный ответ организма[9]. Однако выраженное действие на опухолевые клетки этих веществ возможно лишь при подкожном введении специфических препаратов омелы, так как лектины омелы разрушаются в желудочно-кишечном тракте.

Немаловажно отметить, что бесконтрольное применение данного растения в виде настоев и спиртовых вытяжек может привести и к побочным эффектам, таким как головокружение, боли в эпигастральной области, тошнота, потеря аппетита, плохое самочувствие. Описан случай отравления мальчика 14 лет, поевшего ягод омелы. У него появилось головокружение, замедление пульса, расстройство дыхания, бессвязный бред с цветными галлюцинациями (Кларке).

Применение препаратов омелы в современной медицине…

В научной медицине водный настой омелы использовался при атонии кишечника, легочных и носовых кровотечениях и особенно при гипертонической болезни первой и второй стадии. Курсовое лечение больных гипертонической болезнью настойкой омелы проводилось в клинике Академии медицинских наук под руководством профессора А.Л.Мясникова с хорошим эффектом.

В странах Европы, начиная с 40-х годов 20-го века, препараты омелы — “Iscador”, “Abnoba viscum”, “Iscucin”, “Helixor”, “Isorel”, “Viscum compositum” — активно применяются в лечении онкологических больных. Многочисленные публикации в зарубежной литературе описывают высокую иммуномодулирующую и противоопухолевую активность этих препаратов. Последние научные исследования также показали, что препарат «Искадор» весьма эффективное терапевтическое средство для лечения хронического гепатита С [10]. Однако доказано, что при онкологических и вирусных заболеваниях можно использовать только омелу приготовленную специальным образом для инъекций.

и гомеопатии… Первое сообщение о применении Viscum album в гомеопатии было сделано доктором Губером в 1863 году. Испытания проводились доктором Блэком на самом себе и трех женщинах. Последующие испытания омелы проводились в Германии и были опубликованы в Немецком гомеопатическом журнале №8 за 1957 год и в 1960 году в американском Journal of the American Institute of Homeopathy, №56. Прием омелы у одной части испытуемых вызывал депрессивное состояние, желание одиночества, а у другой – возбуждение, ощущение особой легкости, как от приема алкоголя, нарушение координации движений, расстройство сна, повышение чувствительности к звукам, шум и пульсация в ушах. Со стороны дыхательных путей у испытуемых наблюдался болезненный спастический кашель с выделением вязкой, серой мокроты, клинически похожий на кашель при бронхиальной астме. Особенно выраженными были гастроэнтерологические симптомы – тошнота, изжога, режущие боли, облегчаемые едой, давление в желудке как от камня, болезненный метеоризм с непереносимостью стягивания одеждой, безрезультатные позывы на дефекацию, кровоточащие геморроидальные шишки с зудом и жжением в анусе. Стул рано по утрам, заставляющий вскакивать с постели. Запор или диарея. Частые позывы к мочеиспусканию, замедленное выделение мочи, непроизвольное мочеиспускание при кашле. Меноррагии или, наоборот, слабые длительные менструации. Действие на сердце было также достаточно ярким – перебои, сердцебиение, появление экстрасистол, страх смерти, ощущения давления и сжатия. Повышалось артериальное давление с последующим падением. Отмечалось влияние омелы и на мышечную систему – возникало ощущение укорочения сгибательных мышц в бедре и кривошея.

На основании полученного лекарственного патогенеза, были выработаы гомеопатические показания для применения омелы белой. Она применяется при нейроциркуляторной дистонии смешанного типа, как с повышением, так и с понижением артериального давления; при гипертонической болезни, сопровождающейся вышеописанными симптомами; сердечно-сосудистых неврозах сопровождающихся экстрасистолией; судорожных синдромах (судорогах икр и мышц стоп); невритах, невралгиях, артралгиях и миалгиях; бронхиальной астме или спастическом кашле неврогенного характера; функциональных нарушениях желудочно-кишечного тракта; климактерических нарушениях и связанных с ними соматических расстройствах; меноррагиях и дизурических расстройствах соответствующего характера (см. лекарственный патогенез)[11]. В терапии используются, как правило, десятичные разведения от х3 и выше[12].


[1] Дорка Р. К хронобиологии омелы. // В журнале: «Антропософский медицинский журнал». – М.. 1997.Сс. 41-58.

[2] Пастушенков Л.В., Пастушенков А.Л., Пастушенков В.Л. Лекарственные растения: использование в народной медицине и быту. – Метод. пособие.- СПб.: ДЕАН, 1998, С.185.

[3] Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. – М.: Высш. Шк., 1992, С.182.

[4] Свежие листья омелы имеют ярко-зеленую окраску, а зрелые плоды – белую. Подсохшие листья растения приобретают жесткость и красивый зеленовато-желтый цвет, отчего она и стала называться «Золотой ветвью».

[5] Палов М. Энциклопедия лекарственных растений. Пер. с немец.- М.: Мир, 1998. С.217—218.

[6] Амирдовлат Амасиаци Ненужное для неучей. – М.: Наука, 1990.- С.460.

[7] Махлаюк В.П. Лекарственные растения в народной медицине.- М.: Нива России, 1992.С 252.

[8] Современная фитотерапия.//Под ред. В.Петкова, — София.- «Медицина и физкультура».- 1982. С.102-103.

[9] Пфюллер У. Иммуномодуляция с помощью веществ, содержащихся в омеле. Пер.с немец.- Антропософский медицинский журнал.- М., 1997. Сс.7-19.

[10] Tusenius K., Spoek M., Kramers C. Iscador Qu for chronic hepatitis C: an exploratory study. //Complementary Therapies in Medicine (2001). 9, 12-16. Harcourt Publishers Ltd. 2001

[11] Крылов А.А., Песонина С.П., Крылова Г.С. Фитогомеотерапия: гомеопатические лекарственные средства растительного происхождения. – СПб.: «Гомеопатия и фитотерапия», 1997. – 402-404.

[12] Френкель Л.Д. Гомеопатическое лекарствоведение: Полное руководство. – СПб, 1913.