«…Знайте, что есть две различные звезды, звезда природы и звезда мудрости».

Парацельс
В последние годы появилось множество данных о нежелательных и побочных эффектах современных методов лечения. Пациенты в наше время менее склонны безоговорочно принимать на веру рекомендации врача. Они предпочитают подробно обсудить с врачом возможные варианты лечения. Это приводит к быстрому росту популярности альтернативных методов терапии, таких как гомеопатия, траволечение, иглоукалывание и др. Многие из них основываются на философских системах гораздо более древних и испытанных, чем принципы современной медицины, что и привлекает пациентов.

Парацельс 1493-1541

В основе современных методов лечения лежат материалистически ограниченные взгляды на человеческое естество, которых не достаточно для понимания целостного образа болезни. Некоторые разделы альтернативной медицины, в свою очередь, имеют определенные духовно-философские взгляды, которые во время их появления во многом предвосхитили естественные науки. Однако обращение к этим взглядам подобно повороту времени вспять и представляет собой игнорирование богатого опыта естественных наук. То что действительно необходимо, это не возврат к прошлому, но расширение современной медицины за счет рассмотрения физической и духовной стороны человека как единого целого. Именно это и делает антропософская медицина, одно из практических приложений работ австрийского ученого и философа Рудольфа Штейнера (1861; 1925), основателя антропософии. Название антропософия происходит от греческого anthropos (человек) и sophia (мудрость). Термин выбран очень удачно. Он говорит о том, что антропософия занимается развитием духовной мудрости человека через самопознание. На практике духовная наука позволяет нашему знанию выйти за пределы, установленные естественной материалистической наукой.

Штейнер признавал достижения естественных наук в формировании картины физического мира, но искал пути, ведущие за пределы, построенные материализмом, с помощью строгого исследования духовной стороны существования. Его антропософия или духовная наука рассматривает людей, как существ состоящих из тела, души и духа и эта расширенная физиология, по результатам работы многих врачей, имеет прекрасное претворение в терапии.

Иоган Вольфган фон Гёте, 1749-1832

В последние годы жизни Штейнера люди разных профессий обращались к нему с просьбой о помощи в приложении принципов антропософской науки к их областям деятельности. Помимо медицины это позволило заложить основы новых форм педагогики, искусства, архитектуры, сельского хозяйства и экономической деятельности. Каждое из этих направлений в настоящее время активно развиваются по всему миру. Только через совместную работу Р.Штейнера с голландским врачом Итой Вегман (1876-1943) были заложены основы будущего направления. Ими была написана книга для врачей «Основы развития врачебного искусства». А доктор Вегман основала одну из первых антропософских клиник в Арлесхайме (Швейцария).

Не будучи врачом, Р. Штейнер работал совместно с квалифицированными врачами-практиками в создании антропософской медицины. Он настаивал на том, что этот метод расширяет рамки современной медицины, а не является альтернативным направлением. Исходя из этого все антропософские врачи должны сначала становиться специалистами в области современной медицины и лишь затем заниматься ее развитием с помощью духовно-научного метода. Это позволило подготовить современных высококвалифицированных врачей, идущих по пути развития антропософской медицины.

Основной целью антропософской медицины является развитие природных сил самоисцеления пациента. Это жизненные силы, которые поддерживают физическое тело и противостоят его распаду. Подробное описание этих сил и аспектов их взаимодействия можно найти в специальной литературе, посвященной этому вопросу (см. список литературы).

Человеческая телесность с точки зрения антропософской медицины представлена морфо-функциональной триадой:

Рудольф Штайнер 1861-1925


нейро-сенсорной системой с функциональным центром в полости черепа;

ритмической системой, локализованной в грудной клетке;

системой обмена веществ, охватывающей обменные процессы и наиболее ярко представленной в брюшной полости и мышцах конечностей.

Эта телесная трехчленность соответствует душевной трехчленности человека:

нейро-сенсорная система – носитель мышления

ритмическая система – носитель чувствования

система обмена веществ – носитель воли.

Эта трехчленность представлена во всем организме, на всех уровнях его функционирования – от органного до клеточного. На каждом возрастном этапе развития человека она претерпевает соответствующие изменения. При этом ритмическая система постоянно балансирует между двумя полюсами – нервно-чувственным и обменным, обеспечивая необходимое лабильное равновесие. Выведение ее из равновесного состояния приводит к возникновению болезни. Правильная оценка состояния систем и органов исходя из понимания их духовных, душевных и физических составляющих и использование принципа трехчленности позволяет выработать индивидуальную терапию для каждого пациента.

В антропософской медицине имеется достаточно богатый арсенал методов лечения:

Ита Вегман 1876-1943


фармакотерапия с использованием гомеопатизированных минералов и металлов, растительных вытяжек, а также потенцированных препаратов из органов и тканей животных;
психотерапия, основанная на антропософском понимании человека и болезни;
лечебная эвритмия – терапия движением, а также различные виды художественной терапии: лечебная лепка и скульптура, терапия живописью, музицированием, речевая терапия;
богатая гамма наружных применений – терапия мазями металлов, ритмические притирания и массаж, масляные дисперсионные ванны.
В настоящее время антропософская медицина активно развивается в Швейцарии, Германии, Англии, Нидерландах, Франции, Швеции, США и др. странах, где работает множество клиник, частных и государственных лечебных центров и тысячи врачей.

В России действует несколько антропософских «терапевтикумов», которые на практике доказывают эффективность антропософской медицины. С 1993 года открыто представительство антропософской фармацевтической фирмы «Weleda», производящей лекарственные препараты для антропософской медицины, фитотерапии и гомеопатии.

А 24 декабря 1998 года в России было зарегистрировано дочернее предприятие антропософской фармацевтической компании WALA Heilmittel GmbH (Германия): ООО «Лекарственные средства ВАЛА-Р». Фирма «WALA-R» производит лекарственные препараты по рецептуре и технологии фирмы WALA с использованием её лекарственных субстанций.

Образование антропософских врачей в России развивается с 1991 года. В настоящее время это ежегодный международный цикл последипломного образования по антропософской медицине для врачей, провизоров и других лечебных специалистов (IPMT). На русском языке изданы основные произведения Р. Штайнера, его учеников и последователей посвященные антропософской медицине и фармации.

Кошечкин Денис Викторович

Список литературы:

Штейнер Р., Вегман И. Основы развития врачебного искусства.(Пер. с нем.).М., 1997

Штейнер Р. Медитативные рассмотрения и указания для углубления искусства врачевания. (Пер. с нем.) – Ереван: «Ной», 1995

Вольф О. Антропософская медицина. Изд-во «Духовное познание» Калуга, 1995

Цвиауэр И., Локтев А. Антропософская фармакология. Гомеопатия и фитотерапия. №1, 1996, С. 77-82.

Ботт В., Антропософская медицина, Санкт-Петербург, Деметра 2005

Evans M., Rodger I. Anthroposophical medicine. Healing for Body, Soul & Spirit. – Thomson. London. 1992

© Антропософская медицинская ассоциация Российской Федерации 2021-22